Разоблачена масштабная пропагандистская операция в Сирии, которую проводили западные фирмы и СМИ (“The Grayzone”, США)

Версия для печати

Финансируемые западными государствами агенты-посредники обучали лидеров сирийской оппозиции, занимались вбросами ложной информации в СМИ, начиная с Би-Би-Си и кончая «Аль-Джазирой», а также управляли целой фалангой журналистов. Ставшие достоянием гласности документы изобличают эту пропагандистскую сеть.

Ставшие достоянием гласности документы показывают, как подрядные организации по заданию британского правительства разработали и создали изощренную пропагандистскую сеть, которая стимулировала поддержку Западом политической и вооруженной оппозиции в Сирии.

Пользовавшиеся поддержкой Запада фирмы по формированию общественного мнения готовили и рекламировали буквально каждую новость о деятельности сирийской оппозиции, начиная с ее политической риторики и кончая укреплением ее имиджа. При этом режиссировалось и  то, что оппозиция говорила, и то, где она это говорила.

Просочившаяся в СМИ информация показывает, как западные информационные агенты-посредники на западных СМИ, как на скрипке, тщательно создавая нужный им англоязычный и арабоязычный информационный фон при освещении войны в Сирии. При этом обеспечивался непрерывный поток позитивных новостей о сирийской оппозиции.

Американские и европейские специалисты обучали и консультировали лидеров сирийской оппозиции на всех уровнях, начиная с молодых активистов из соцсетей и кончая главами параллельного сирийского "правительства в изгнании". Эти фирмы также организовывали интервью для сирийских оппозиционных лидеров в ведущих средствах массовой информации (СМИ), таких как Би-Би-Си и британский «Channel 4».

Более половины внештатных корреспондентов в Сирии, чьими услугами пользовалась «Аль-Джазира», прошли обучение в рамках совместной американо-британской правительственной программы под названием «Basma». Всего по этой программе были подготовлены сотни оппозиционных сирийских медийных активистов.

Пиар-фирмы западных государств не только влияли на содержание и характер материалов СМИ о Сирии. Как показывают ставшие достоянием гласности документы, они также занимались подготовкой собственных пропагандистских псевдоновостей, которые показывали на ведущих телеканалах Ближнего Востока, включая арабскую службу Би-Би-Си (BBC), «Аль-Джазиру», «Аль-Арабию» и «Ориент ТВ».

Эти финансируемые Британией фирмы работали как штатные пиар-агенты вооруженной сирийской оппозиции, в рядах которой преобладали экстремисты. Одна такая организация под названием «InCoStrat» сообщала, что находится в постоянном контакте с сетью журналистов и «источников влияния» численностью более 1 600 человек, используя их для продвижения идей и заявлений оппозиции.

Другая западная подрядная организация «ARK» разработала стратегию «ребрендинга» сирийской салафитско-джихадистской вооруженной оппозиции, поставив задачу «смягчить ее имидж». «АРК» хвасталась тем, что предоставляла оппозиционную пропаганду, которая почти каждый день выходила в эфир на ведущих арабоязычных телеканалах.

Буквально все крупные корпоративные СМИ Запада попали под влияние финансируемой британским правительством кампании дезинформации, разоблаченной в результате утечки большого количества документов. Среди попавших под влияние — «Нью-Йорк Таймс», «Вашингтон Пост», Си-Эн-Эн, «Гардиан», Би-Би-Си и «Buzzfeed».

Эти документы подтверждают содержание репортажей журналистов, среди которых есть и статьи Макса Блюменталя (Max Blumenthal) с вебсайта Grayzone, о действиях подрядчика американского и британского правительства «АРК» по популяризации «Белых касок» в западных СМИ. «АРК» вела аккаунты «Белых касок» в социальных сетях и помогала превратить эту финансируемую Западом организацию в важнейшее пропагандистское орудие сирийской оппозиции.

Ставший достояние гласности массив документов состоит в основном из материалов, подготовленных под руководством британского Министерства иностранных дел и по делам Содружества (МИД Британии). Все упомянутые в документах фирмы подписывали контракты с правительством Британии, но многие также реализовывали проекты при участии различных спонсоров, получая деньги от правительства США и западноевропейских стран.

Эти документы не только разоблачают роль западных организаций в формировании информационного фона. Они проливают свет на программу британского правительства по подготовке и вооружению повстанческих группировок в Сирии.

Другие материалы показывают, как Лондон и страны Запада проводили совместную работу по созданию новой полиции в контролируемых оппозицией районах.

Многие из этих пользовавшихся поддержкой Запада оппозиционных группировок были экстремистскими салафито-джихадистскими организациями. Некоторые финансировавшиеся британским правительством подрядные организации, деятельность которых разоблачается в просочившихся в СМИ документах, по сути дела поддерживали отделение «Аль-Каиды» в Сирии под названием «Джебхат ан-Нусра». Получали западную поддержку и фанатики из дочерних группировок.

Эти документы раздобыла организация под названием «Анонимус», опубликовавшая их в виде серии файлов под общим названием «Операция правительства ее Величества „Троянский конь". От Integrity Initiative до тайных операций по всему миру. Часть 1. Укрощение Сирии» (Op. HMG [Her Majesty's Government] Trojan Horse: From Integrity Initiative To Covert Ops Around The Globe. Part 1: Taming Syria). Анонимные организаторы утечки отметили, что их цель заключается в «разоблачении преступной деятельности МИД и спецслужб Британии». Они также заявили: «Мы объявляем войну британскому неоколониализму!»

Сайт Grayzone не смог самостоятельно проверить подлинность этих документов. Тем не менее, их содержание почти полностью совпадает с репортерскими материалами этого портала и многих других изданий о западных операциях в Сирии по дестабилизации и ведению пропаганды.

Британский МИД и вооруженные силы ведут медийную войну против Сирии

В просочившемся в СМИ докладе британского Министерства иностранных дел и по делам Содружества от 2014 года говорится об операции, проведенной совместно Министерством обороны и Департаментом международного развития, цель которой заключалась в «оказании оперативной поддержки сирийским оппозиционным объединениям в вопросах стратегических коммуникаций, исследования, мониторинга и анализа».

Британский МИД недвусмысленно заявил о том, что данная кампания предусматривала «создание сетевых связей между политическими движениями и средствами массовой информации» посредством «формирования местных независимых медийных платформ».

Британское правительство планировало работу по «кураторству, обучению и консультированию с целью более эффективного предоставления медийных услуг, в том числе через цифровые СМИ и социальные сети».

Ее цель заключалась в «предоставлении инструкторов по пиар и СМИ, а также технического персонала типа кинооператоров, разработчиков и администраторов сайтов, а также переводчиков». Была и другая задача: подготовка «речей, пресс-релизов и прочих материалов для СМИ».

В 2017 году вышел еще один правительственный документ, в котором четко разъясняется, как Британия финансировала работу по «отбору, обучению, поддержке и курированию сирийских активистов, разделяющих взгляды Соединенного Королевства на будущее Сирии… и придерживающихся тех ценностей, которые соответствуют политике Британии».

Данная инициатива предусматривала финансирование правительством Британии сирийских «медийных активистов на местах, как в гражданской сфере, так и в рядах вооруженной оппозиции». Эта инициатива была нацелена на сирийцев, живущих на территориях, подконтрольных «как экстремистской, так и умеренной» оппозиции.

Иными словами, британский МИД и военные разрабатывали планы по ведению всесторонней медийной войны против Сирии. В целях создания инфраструктуры, способной обеспечить этот пропагандистский блицкриг, Британия оплачивала услуги целого ряда государственных подрядчиков, в том числе «ARK», «The Global Strategy Network», «InCoStrat» и «Albany».

Эти фирмы частично дублировали друг друга, а некоторые сотрудничали в реализации своих проектов по взращиванию сирийской оппозиции.

Подрядчик западных правительств «ARK» играет на СМИ, как на скрипке

Одной из главных подрядных организаций британского правительства, стоявшей за схемой по смене сирийского режима, была фирма «ARK» (Analysis Research Knowledge).

Штаб-квартира «АРК» находится в Объединенных Арабских Эмиратах, в Дубае. Эта фирма позиционирует себя как гуманитарная некоммерческая организация, утверждая, что «была создана для оказания помощи самым незащищенным». Она называет себя «общественным предприятием, вдохновляющим и поддерживающим местные сообщества посредством оперативных и последовательных интервенций с целью укрепления стабильности, создания благоприятных возможностей и надежд на будущее».

В действительности же «АРК» является информационно-разведывательной организацией-посредником, и действует как инструмент западного интервенционизма.

В документе, представленном в британское правительство и ставшем достоянием гласности, «АРК» заявляет: «С 2012 году в центре нашей деятельности находится разработка высокоэффективных, имеющих отношение к сирийской политике и конфликтам программ для Соединенного Королевства, США, Дании, Канады, Японии и Евросоюза».

«АРК» хвастается тем, что заключила контракты по оказанию помощи сирийской оппозиции на общую сумму 66 миллионов долларов. На сайте «АРК» все эти страны, а также Организация Объединенных Наций названы ее клиентами.

В Сирии «АРК» работала вместе с другой подрядной организацией британского правительства «Глобал Стратеджи Нетуорк», которой руководит бывший директор управления по борьбе с международным терроризмом МИ6 Ричард Баррет.

Очевидно, в начале кампании по смене режима в Сирии в 2011 году у «АРК» были свои агенты на сирийской территории. Она докладывала в британский МИД: „«Сотрудники „АРК" регулярно контактируют с активистами и общественными деятелями, с которыми они познакомились во время активных протестов весной 2011 года».

Этот британский подрядчик хвастался, что у него есть «обширная сеть активистов гражданского общества и общественных деятелей, которым „АРК" помогала через специальный центр по наращиванию потенциала, созданный ею в Газиантепе» (город на юге Турции, ставший базой для проведения разведывательных операций против сирийского правительства).

«АРК» сыграла главную роль в разработке основ политической концепции для сирийской оппозиции. В одном из документов эта фирма ставит себе в заслугу работу по «формированию идеологических установок для обоснования деятельности сирийской оппозиции». Очевидно, они были сформированы в ходе семинаров для оппозиционных лидеров, которые были организованы и профинансированы правительствами США и Британии.

«АРК» обучала сирийских оппозиционеров всех уровней информационному воздействию, «проводя с сирийскими активистами соцсетей семинары по гражданской журналистике, а также разрабатывая с высокопоставленными членами Национальной коалиции информационную концепцию».

Эта фирма даже помогала разрабатывать коммуникативную стратегию для Высшего военного совета, как называли орган руководства вооруженного крыла сирийской оппозиции. Это крыло носило название Свободная сирийская армия (FSA). «АРК» разработала комплексную пиар-кампанию по «ребрендингу» этого совета, чтобы «отделить его от общей массы вооруженных экстремистских группировок оппозиции и придать ему облик дееспособного, всеохватывающего, дисциплинированного и профессионального органа военного управления».

«АРК» признала, что старалась обелить вооруженную сирийскую оппозицию, в рядах которой на самом деле преобладают салафиты-джихадисты. "АРК" пыталась «смягчить имидж вооруженной оппозиции».

Эта фирма активно создавала в Сирии обширную сеть оппозиционных медийных активистов и открыто ставила себе в заслугу работу по инспирированию протестов в этой стране.

Эта организация сообщала, что в ее учебных центрах в Сирии и на юге Турции «прошли подготовку и обучение свыше 150 активистов, которых „АРК" учила обращению с камерой, основам освещения и озвучивания при подготовке материалов, безопасности журналистов,  безопасности при работе онлайн и даже этике репортерской работы».

Эта фирма наводнила Сирию оппозиционной пропагандой. Она сообщила, что всего за шесть месяцев в Сирии было распространено 668 600 экземпляров ее печатной продукции, в том числе «плакаты, листовки, буклеты, инструкции и прочие материалы, относящиеся к кампании».

В одном из документов рассказывается об операциях этих подрядчиков по формированию общественного мнения в Сирии. «АРК» и «Глобал Стратеджи Нетуорк» похвастались тем, что руководят работой следующих людей на медийных площадках Сирии: 97 внештатных видеокорреспондентов, 23 авторов, 49 распространителей, 23 фотографов, 19 работающих в стране инструкторов, 32 аналитиков, а также восьми учебных центров и трех пресс-служб.

«АРК» подчеркнула, что наладила прочные контакты с некоторыми ведущими мировыми средствами массовой информации, отметив «Рейтер», «Нью-Йорк Таймс», Си-Эн-Эн, Би-Би-Си, «Гардиан», «Файненшл Таймс», «Таймс», «Аль-Джазиру», «Скай Ньюс на арабском языке», «Ориент ТВ» и «Аль-Арабию».

Эта фирма добавила: «„АРК" с 2012 года регулярно поставляет анонимный и брендовый контент ключевым пан-арабским спутниковым телеканалам, уделяющим большое внимание Сирии. Среди них „Аль-Джазира", „Аль-Арабия", Би-Би-Си на арабском языке, „Ориент ТВ", „Алеппо Тудей", „Сурия аль-Гад" и „Сурия аш-Шааб"».

«Продукция „АРК", продвигающая приоритеты правительства ее Величества посредством изменения отношения и поведения, выходит в эфир почти каждый день на панарабских каналах, — похвалилась эта фирма. — В 2014 году „АРК" ежемесячно делала по 20 сообщений о Сирии, которые выходили в эфир на ведущих панарабских телеканалах, таких как „Аль-Арабия", „Аль-Джазира" и „Ориент ТВ"».

«„АРК" почти ежедневно проводит с каналами беседы и еженедельно — совещания, чтобы наладить взаимодействие и лучше понять редакционные приоритеты», — заявила эта организация.

Фирма также поставила себе в заслугу публикацию 10 статей в месяц в таких панарабских газетах как «Аль-Хаят» и «Аш-Шарк Аль-Аусат».

Американо-британская программа «Басма» по обучению сирийских медийных активистов

Медийная война сирийской оппозиции была организована в рамках проекта «Басма». «АРК» вместе с другими подрядчиками западных стран работала по этой программе, обучая активистов из сирийской оппозиции.

Финансируемая правительствами США и Британии программа «Басма» превратилась в невероятно влиятельную платформу. У ее арабоязычной странички в Фейсбуке было свыше 500 000 подписчиков. Такую же большую аудиторию она собрала на Ютьюбе.

Корпоративные СМИ основного направления ошибочно представляли «Басму» как «сирийскую площадку гражданской журналистики» или как «организацию гражданского общества, стремящуюся обеспечить освободительный и прогрессивный переход к новой Сирии». На самом деле это была операция по выработке нужного для заказчика общественного мнения и по подготовке оппозиционных пропагандистов.

Девять из 16 стрингеров в Сирии, услугами которых пользовалась «Аль-Джазира», прошли обучение в рамках проекта «Басма», чем «АРК» не преминула похвастаться в получившем огласку документе.

В докладе, представленном в британский МИД на третьем году работы «АРК», эта фирма утверждает, что «подготовила более 1 400 человек, представляющих 210 с лишним организаций, проведя свыше 130 семинаров и распределив 53 с лишним тысячи единиц оборудования» по обширной сети, охватывающей «все 14 сирийских провинций», включая районы, подконтрольные оппозиции, и удерживаемые правительственными войсками.

Эта подрядная организация опубликовала карту, на которой показала сеть своих внештатных корреспондентов и активистов из социальных сетей, а также их взаимоотношения с «Белыми касками» и вновь созданной на подконтрольной оппозиции территории полицией.

В ходе тренингов «АРК» готовила пресс-секретарей оппозиции, учила их, как правильно разговаривать с прессой, а потом помогала организовывать интервью с ведущими арабоязычными и англоязычными СМИ.

«АРК» заявила, что осуществляет стратегию «поиска заслуживающих доверия, умеренных представителей гражданских структур управления, чтобы продвигать их в качестве влиятельных контактных лиц, к которым могли бы обращаться региональные и международные СМИ. Эти люди будут повторять ключевые послания, связанные с согласованными всеми СМИ местными кампаниями. А ассоциированные платформы смогут освещать эти послания и призывать остальные СМИ подхватывать их».

Работая с зарубежными СМИ и обучая лидеров оппозиции, «АРК» также помогала создавать массивную медийную надстройку оппозиции.

Согласно заявлению этой фирмы, она с 2012 года стала «ключевым реализатором усилий многочисленных спонсоров по созданию сети FM-радиостанций и местных журналов в Сирии». «АРК» работала с 14 сирийскими радиостанциями и с 11 журналами, как на арабском, так и на курдском языках.

Чтобы распространять оппозиционное радиовещание по всей Сирии, «АРК» в 2012 году изобрела портативные системы вещания, назвав их «Радио в ящике». Эта фирма заявила, что поставила данное оборудование в 14 точек вещания.

«АРК» также распространяла до 30 000 журналов в месяц. Она сообщила в своем отчете: «Три распространяемых „АРК" журнала являются самыми популярными в Алеппо, один — самым популярным в Хомсе, и один — самым популярным в Эль-Камышлы».

Пропагандистский сайт сирийской оппозиции Moubader, который непосредственно вела «АРК», обрел огромную популярность в социальных сетях и набрал свыше 200 000 «лайков» в Фейсбуке. «АРК» издавала «высококачественный печатный» журнал с тем же названием тиражом 15 000 экземпляров в месяц и распространяла его «во всех подконтрольных оппозиции районах Сирии».

Работавший вместе с «АРК» британский подрядчик «Глобал Стратеджи Нетуорк» создал собственное издание под названием «Медиаофис Революционных сил Сирии», что подтверждается ставшими достоянием гласности документами. Об этом в 2016 году писала внештатный автор Grayzone Рания Халек, которой удалось достать почтовую переписку, показывающую, что это пользующееся поддержкой Британии издание предлагало платить одному журналисту умопомрачительную сумму в 17 000 долларов в месяц за подготовку пропагандистских материалов для сирийских повстанцев.

Еще в одном просочившемся в прессу документе рассказывается, что всего за один только 2018-й год (очевидно, это был последний год действия сирийской программы «АРК») эта фирма выставила британскому правительству счет на сногсшибательную сумму — 2,3 миллиона фунтов стерлингов.

Этой масштабной пропагандистской операцией «АРК» руководил Фирас Будейри, ранее работавший директором по Сирии в международной неправительственной организации со штаб-квартирой в Британии «Save the Children».

40% участников сирийского проекта «АРК» составляли сирийские граждане, а еще 25% — турки. Фирма отмечала, что сирийская часть команды «обладала богатым опытом реализации программ и проведения исследований, финансируемых многочисленными государственными клиентами из Ливана, Иордании, Сирии, Йемена, Турции, Палестинских территорий, Ирака и других страдающих от конфликтов государств».

«АРК» участвует в создании «Белых касок», чтобы «Сирия оставалась в новостях»

Подрядная организация Запада «АРК» сыграла центральную роль в проведении операции по созданию «Белых касок».

Просочившиеся в СМИ документы оказывают, что «АРК» вела в Твиттере и Фейсбуке странички «Сирийской гражданской обороны» — организации, больше известной под названием «Белые каски».

«АРК» поставила себе в заслугу организацию «направленной на мировое сообщество пиар-кампании, призванной рассказать миру о „Белых касках" и о их работе по спасению жизни людей».

«АРК» также помогла наладить связь между «Белыми касками» и пиар-фирмой «The Syria Campaign» , которая работала в Лондоне и Нью-Йорке, занимаясь популяризацией «Белых касок» в США.

В своем отчете для британского МИД «АРК» написала, что после дискуссий с «АРК» и ее группами на местах «Сирийская кампания» решила вывести «Белые каски» в первые ряды своей кампании по «сохранению Сирии в новостях».

«Под руководством „АРК" „Сирийская кампания" посещала ее занятия по гражданской обороне с целью создания медийного контента для своего проекта „Белые каски", запущенного в августе 2014 года и с тех по ставшего очень популярным», как отметила фирма-подрядчик.

В 2014 году она сняла длинный документальный фильм о «Белых касках» под названием Digging for Life ("Копая ради жизни"), который неоднократно показывали на канале «Ориент ТВ».

«АРК» похвасталась, что, управляя аккаунтами «Белых касок» в социальных сетях, она увеличила число подписчиков и просмотров на страничке городского совета Идлиба в Фейсбуке.

Сирийский город Идлиб был захвачен отделением «Аль-Каиды», носившим название «Джебхат ан-Нусра», и вскоре после этого данная организация начала публично казнить женщин, обвиненных в супружеской измене.

Фактически помогая этим связанным с «Аль-Каидой» экстремистским группировкам, «АРК» и «Глобал Стратеджи Нетуорк» подписали с МИД Британии документ, в котором есть одно весьма забавное обязательство «следовать указаниям Британии по деликатным гендерным вопросам» и делать так, чтобы такие вопросы «учитывались во всех мероприятиях по мобилизации сил и расширению кампании».

Создавая условия для боевых действий под прикрытием международного права

В другом ставшем достоянием гласности документе говорится о том, как фирма «АРК», пользовавшаяся поддержкой западных стран, в 2011 году сотрудничала с подрядной организацией «Цамота», создавая так называемую Сирийскую комиссию по правосудию и подотчетности. В 2014 году эта комиссия сменила название и стала называться Комиссией по международной справедливости и подотчетности.

Сайт Grayzone разоблачил эту комиссию, показав, что она является организацией по смене режимов, финансируемой западными странами, а ее следователи сотрудничали с «Аль-Каидой» и другими экстремистами. Цель сотрудничества была в том, чтобы вести боевые действия против сирийского правительства под прикрытием международного права.

«АРК» отметила, что этот проект поначалу работал на средства британского фонда «Конфликт Пул», помогая обучать сирийских следователей и судмедэкспертов для проводимого в интересах западных союзников расследования военных преступлений в Сирии. С тех пор он «разросся и стал важной составной частью сирийской архитектуры переходного правосудия».

Поскольку США, ЕС и их ближневосточные союзники потерпели поражение в военной фазе сирийского конфликта, Комиссия по международной справедливости и подотчетности возглавила попытки продлить кампанию по смене режима под прикрытием международного права.

«ИнКоСтрат» создает медийную сеть и помогает брать интервью у «Аль-Каиды»

Как показывают изобличительные документы, другая британская фирма «ИнКоСтрат» хвасталась тем, что создала обширную сеть журналистов и «источников влияния» численностью более 1 600 человек, которые занимались Сирией.

Фирма подчеркивала, что «руководит обширным проектом, в котором участвуют многочисленные доноры и который нацелен на достижение внешнеполитических целей Британии в Сирии». В частности, она «оказывала поддержку умеренной вооруженной оппозиции в вопросах стратегических коммуникаций».

Эта фирма сообщила, что ее работу с оппозицией в Сирии финансировало правительство Британии, Объединенные Арабские Эмираты и настроенные против Асада сирийские бизнесмены.

«ИнКоСтрат» выполняла функции связного между своими клиентами и Сирийской национальной коалицией. Это было своего рода параллельное правительство, которое пыталась создать оппозиция при поддержке Запада. «ИнКоСтрат» давала рекомендации высшему руководству этого теневого сирийского правительства и даже открыла пресс-центр национальной коалиции в Стамбуле.

Эта западная фирма заявила, что в 2014 году организовала интервью Би-Би-Си с тогдашним президентом прозападной Сирийской национальной коалиции Ахмадом Джарбой.

Она отметила, что к ней часто «обращались журналисты в поисках подходящих людей для своих передач». В качестве примера «ИнКоСтрат» рассказала о том, что помогала включать голоса активистов сирийской оппозиции в репортажи Би-Би-Си на арабском языке. Фирма добавила: «Наладив первоначальные контакты, мы подталкивали сирийцев к тому, чтобы они самостоятельно поддерживали отношения с журналистами Би-Би-Си, не полагаясь на нас как на посредника».

Как и «АРК», «ИнКоСтрат» активно работала с прессой. Согласно ее заявлению, «она обладает богатым опытом взаимодействия с арабскими и международными средствами массовой информации» и работает напрямую с «руководителями региональных информагентств, крупных спутниковых телевизионных сетей, пресс-бюро и печатных СМИ».

«Ключевые сотрудники „ИнКоСтрат" ранее работали на Ближнем Востоке корреспондентами самых крупных в мире информагентств, таких как „Рейтерс"», — отметил этот подрядчик.

Подобно «АРК», «ИнКоСтрат» создала обширную инфраструктуру СМИ. Эта фирма открыла пресс-службы сирийской оппозиции в сирийском Дераа, в Стамбуле, Рейханлы, а также в столице Иордании Аммане.

«ИнКоСтрат» сотрудничала со 130 внештатными корреспондентами со всей Сирии. Компания заявила, что у нее в этой стране работало свыше 120 репортеров, а также было «пять официальных пресс-секретарей, которые несколько раз в неделю выступали на международном и региональном телевидении».

«ИнКоСтрат» также открыла в Сирии восемь радиостанций FM и начала издавать шесть местных журналов.

Фирма сообщала, что проникла в ряды вооруженной оппозиции, наладив «прочные взаимоотношения с 54 командирами бригад на южном фронте Сирии». Среди прочего, она «ежедневно напрямую общалась с этими командирами и их офицерами в Сирии», а также с офицерами, перешедшими на сторону Свободной сирийской армии в подконтрольном правительству Сирии Дамаске.

Как показывают документы, эта компания хвасталась тем, что ее репортеры организовали интервью со многими боевыми формированиями вооруженной оппозиции, в том числе, с «Джебхат ан-Нусрой».

«Инициирование событий» для создания скандалов

В ходе медийной войны против Дамаска «ИнКоСтрат» проводила двунаправленную кампанию, состоявшую из двух элементов. А) Партизанская война. Использовать СМИ для создания события. Б) Партизанская тактика. Инициировать события, чтобы создать отклик в СМИ.

Таким образом, эта информационная организация пыталась использовать средства массовой информации в качестве инструмента для продвижения существенных политических требований сирийской оппозиции.

В одном из случаев «ИнКоСтрат» заявила о проведении успешной международной кампании, цель которой заключалась в том, чтобы вынудить сирийское правительство снять осаду с оплота экстремистской оппозиции города Хомса. О кризисе в Хомсе сообщала Рания Халек. Дамаск взял этот город в осаду после того, как захватившие его сунниты-фундаменталисты начали массовые казни религиозных меньшинств и похищения алавитов из числа гражданского населения.

«Мы наладили контакты между зарубежными журналистами и жившими в осажденном Хомсе сирийцами», — объяснила «ИнКоСтрат». Фирма организовала интервью, которое врач из Хомса дал британскому «Четвертому каналу». Это привлекло внимание международной общественности, и в результате осада была снята.

В другом случае фирма «начала печатать открытки, плакаты и публиковать доклады», в которых светское правительство Башара Асада сравнивалось с джихадистами фундаменталистского толка из ИГИЛ. После этого она «предоставила заслуживающего доверия сирийца, говорившего по-арабски и по-английски, который контактировал со СМИ».

Как отмечает «ИнКоСтрат», это была очень успешная кампания. «Аль-Джазира» и газета «Нешнл» (The National) опубликовали пропагандистские плакаты фирмы. Она также организовала интервью на эту тему с «Нью-Йорк Таймс», «Вашингтон Пост», Си-Эн-Эн, «Гардиан», «Таймс», «Баззфид», «Аль-Джазирой», «Сурия аш-Шам» и «Ориент».

После смены режима свою работу начинает «Национальное строительство Инкорпорейтед»

По всей видимости, фирма «ИнКоСтрат» участвовала во многих операциях Запада по смене режимов.

В одном из ставших достоянием гласности документов эта фирма рассказывает, как она участвовала в обучении организаций гражданского общества вопросам маркетинга, СМИ и коммуникаций в Афганистане, Гондурасе, Ираке, Сирии и Ливии. Она даже готовила команду журналистов в иракской Басре после совместного американо-британского вторжения.

«ИнКоСтрат» сообщила, что работала не только на Британию, но также на правительства США, Сингапура, Латвии, Швеции, Дании и Ливии.

Когда НАТО уничтожила ливийское государство во время войны 2011 года по смене режима, «ИнКоСтрат» годом позже появилась в этой стране, чтобы провести аналогичную работу по воздействию на общественное мнение в интересах ливийского Переходного национального совета (ПНС), который при поддержке Запада пытался взять власть в свои руки.

Взаимодействие с экстремистскими боевиками и фальсификация новостей ради «подкрепления основной повествовательной линии»

Просочившиеся в СМИ документы проливают свет на работу еще одно подрядной организации британского правительства под названием «Олбани».

Эта фирма похвасталась тем, что «задействовала обширную местную сеть стрингеров, репортеров и видеооператоров» в количестве 55 человек для оказания воздействия на сюжетно-тематические картины СМИ и для отстаивания внешнеполитических интересов Британии.

Она помогла создать в Сирии влиятельную оппозиционную медийную организацию «Энаб Балади». Эта организация появилась на свет в 2011 году в самом начале войны в центре сопротивления Асаду — городе Дераа. «Энаб Балади» всячески рекламировали западные СМИ, называя народной медиа-организацией.

На самом деле, она была изобретением британского подрядчика, который взял на себя ответственность за превращение «этого любительского предприятия в одну из самых известных в Сирии медиа-организаций».

«Олбани» также наладила связь между оппозиционными СМИ и экстремистскими группировками исламистской оппозиции. Для этого она наняла «человека, пользовавшегося доверием и авторитетом у ключевых группировок боевиков, в том числе, у «Файлак аш-Шам», «Джебха Шаммиех», «Джейш Идлиб аль-Хур», «Ахрар аш-Шам» (север), «Джейш аль-Ислам», «Файлак аль-Рахман» (центр) и «Джейш Тахрир» (юг). Многие из этих боевиков были связаны с «Аль-Каидой» и официально признаны Госдепартаментом США и европейскими государствами террористическими организациями.

В отличие от других организаций, работавших в Сирии по контракту с западными правительствами и часто пытавшихся создавать видимость объективности и непредвзятости, «Олбани» не скрывала, что ее сообщения в СМИ не что иное, как пропаганда.

Эта фирма признала, что обучала сирийских медийных активистов «уникальному процессу создания новостей», который включал тщательную обработку информации путем сбора и группировки контента таким образом, чтобы он подкреплял и усиливал основную повествовательную линию.

В 2014 году «Олбани» похвасталась тем, что во время мирных переговоров в Женеве руководила командой Сирийской национальной коалиции по связям с общественностью.

«Олбани» также предупредила, что разоблачение западных государств, финансировавших эти медиа-организации оппозиции, но при этом выдававших их за инициативные общественные объединения, дискредитирует их.

Когда были обнародованы материалы электронной переписки, указывающие на то, что медийный проект «Басма» финансировали США и Британия, «Олбани» написала: «Бренд „Басмы" скомпрометирован после появления утечек информации о целях финансирования данного проекта».

Утечки информации в социальных сетях «подорвали доверие к этой платформе», написала эта компания. «Доверие и надежность — это главная валюта в данной сфере деятельности, и по этой причине мы считаем крайне важным изменить подходы, чтобы распространяемый контент оказывал воздействие». Вскоре после этого вебсайт «Басмы» был закрыт.

Просочившиеся в СМИ документы расширяют наши представления о том, как западные страны с имперскими амбициями взращивали сирийскую оппозицию, поддерживая ее на плаву огромными деньгами, которые утекали из карманов британских налогоплательщиков и зачастую помогали фанатичным боевикам, связанным с «Аль-Каидой».

Голландская прокуратура готовит обвинения против сирийского правительства в совершении военных преступлений. Но какое преступление совершило сирийское правительство, отражая нападение на собственную страну? Причем новые утечки информации напоминают нам о том, что ведущую роль в тщательно организованном разрушении страны сыграли западные государства и их наживающиеся на войнах компании.

Автор: Бен Нортон. Источник: ИноСМИ

 

25.09.2020
  • Перевод
  • Органы управления
  • США
  • Ближний Восток и Северная Африка
  • XXI век